Учитывая спекуляцию татар по ограде и Святым Вратам, 23 января 2007 года на совещании при главе Бахчисарайской райгосадминистрации в присутствии корреспондентов и общественности города я предложил своим оппонентам следующие решения вопросов.

• «1. Как известно, существует мнение, что в случае установления Святых Ворот, мусульмане и верующие иных конфессий не смогут ходить к своим святыням: на кладбища, Чуфут-Кале и т.д.

Генеральный план монастыря, разработанный институтом «КрымНИИпроект», по решению градостроительного совета Министерства архитектуры и строительной политики ПРЕДУСМОТРЕЛ ДВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЪЕЗДА НА ТЕРРИТОРИЮ ЗЫНДЖЫРЛЫ

МЕДРЕСЕ - с ул. Басенко – ПЕРВЫЙ - это старый въезд,

который был закрыт еще руководством диспансера, и ВТОРОЙ – через р. Чурук-Су.

Эти проходы либо проезды отражены на генплане.Поскольку речь идет о возможности прохода на Чуфут-Кале и к кладбищам по единственной дороге, идущей через территорию монастыря, я предлагаю верующим, не желающим ходить под Православным Крестом, выходить на эту дорогу, минуя Святые Врата. То есть входить через ул. Басенко, а затем через площадку МИМО Святых Врат, выходить на подъем.


• 2. Также я предлагаю на месте ворот, отделяющих въезд на территорию заповедника (голубые ворота с проходной) ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ МОНАСТЫРЯ И ЕГО СИЛАМИ установить Врата с мусульманской символикой – с минаретами и полумесяцами, и установить памятную табличку, на которой указать, что эти Врата – подарок Успенского монастыря, восстановлены по историческим данным. Все проезды и проходы – в общем пользовании.

• 3. Над Святыми Вратами монастыря НЕ УСТАНАВЛИВАТЬ СИМВОЛИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ. 

Это будут просто врата, отделяющие территорию монастыря от территории города. На Святых Вратах разместить сведения о том, что это воссозданные врата, взамен снесенных в период лихолетья.

• 4. На въезде в старый город установлен памятник писателю, поэту, общественному деятелю Исмаилу Гаспринскому. Памятник гипсовый и на нем облезает краска от непогоды. Я предлагаю сам лично дважды в год – весной и осенью - проводить его покраску пока буду жив. За других отвечать не берусь.
Также обустраивать территорию вокруг памятника – высаживать цветы и до поздней осени ухаживать за ними. Я хочу показать, что не отношусь презренно к татарам и их Вере – несть иудей, ни еллин: несть раб, ни свободен несть мужеский пол, ни женский: вси бо едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3: 26-28)

Кстати, Исмаил Гаспринский написал замечательные слова об отношениях татар к России: «Я не пожертвовал бы одной капли чернила для этих заметок, если бы одну минуту сомневался в блестящем будущем своего отечества и живущего в нем мусульманства. Я верю, что рано или поздно РУССКОЕ МУСУЛЬМАНСТВО, воспитанное Россией, станет во главе умственного развития и цивилизации остального мусульманства» (И.Гаспринкий, «Русское мусульманство» Симферополь, 1881 г.)

• 5. Кроме того, я предлагаю один раз в неделю вести службу в монастыре на крымско-татарском языке. Но этот вопрос возможно придется решить не здесь.

• Считаю, что таким образом мы начнем восстановление того мира, спокойствия и лада, который существовал между монастырем, его наместниками и ханами до 1917 г., когда ни у кого из них не было друг к другу претензий ни по какому поводу, а были мир, совет да любовь».

 

Наместник монастыря архимандрит Силуан