УСТАВ

СВЯТО-УСПЕНСКОГО
МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

УСТАВ

СВЯТО-УСПЕНСКОГО
МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Стр.1

ОСНОВАНИЯ МОНАШЕСТВА

1. Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и Св.Отцев Церкви, а также на врожденном человеку стремлении духа путем самоотвержения достигнуть высшего нравственного совершенства.

2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства.

3. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, девство, и послушание.

4. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставление мирских попечений и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а поэтому должны употребляться с большим ограничением.
Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: "Аще хощеши совершен быти, иди продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небесех, и гряди в след Мене" (Мф.19,21).

5. Девство состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, дозволенного в жизни супружеской, а также в постоянном хранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий.
Дающий обет девства утверждается на следующих словах Священного Писания: "Могий вместити, да вместит" (Мф.19.12)."Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви" (1Кор.7.32).

6. Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воли другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя.
Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания: "Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет"(Мф.16.21); и "Аще кто хощет в вас вящий быти, да будет вам слугой"(Мф.20.26); и еще "Имже несть управления, падают аки листвие, спасение есть во мнозе совете"(Притч.11.14).

7. К указанным главным основаниям должны применяться все правила и распоряжения, благоустрояющее братство Свято-Успенского монастыря в совокупности и поведении каждого лица в братстве, простирающиеся не только на жизнь духовно-нравственную, но и на состояние внешнего благочиния и хозяйства.

УСТРОЙСТВО СВЯТО-УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ


8. В помощь настоятелю существует Духовный Собор Свято-Успенского монастыря, членами которого являются: настоятель, казначей, духовник, благочинный, ризничный, эконом и в случае нужды, некоторые другие по опытности и благочестию достойнейшие лица из братии.
Духовный Собор имеет свои заседания по назначению настоятеля. Дела подлежащие суждению Собора, бывают двух родов: одни - те, по коим должно в дальнейшем получать утверждение правящего архиерея; а другие - те, по коим Собор имеет право сам приводить в исполнение решение с последующим о сем докладом правящему архиерею.

Стр.2

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ

9. НАСТОЯТЕЛЬ

На обязанности настоятеля лежит всемерное поддержание в монастыре строгой дисциплины и образцового порядка, забота о духовном совершенствовании всех иноков монастыря, неустанное наблюдение за благолепием и чинностью богослужений в монастырских храмах, попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и построек, об экономическом процветании обители. Настоятель, как лицо ответственное по монастырю, принимает посетителей: богомольцев, иностранных и местных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений и иных лиц, руководствуясь в сем собственным благорассуждением.

В своих заботах о душах братии монастыря, настоятель при помощи духовника следит, чтобы вся братия возможно чаще очищала свою совесть покаянием и причащением Св.Тайн.
Настоятель возглавляет все монастырские богослужения, произнося за ними соответствующие поучения, или поручая в иные дни дело проповедания способным к сему иеромонахам.
Настоятель проверяет исполнение послушаний, возлагаемых на каждого из членов братства монастыря, и в случае необходимости - делает замечания, выговоры или иного рода взыскания.
В случае отлучки, болезни или смерти настоятеля, во временное исполнение его обязанностей вступает казначей монастыря, получающий в таких случаях наименование заместителя настоятеля монастыря (в исключительных случаях заместителем настоятеля может быть и иное лицо из состава Духовного Собора монастыря.)

10. КАЗНАЧЕЙ

На обязанности казначея монастыря лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходованием монастырской казны и ведение приходо-расходных книг с соблюдением правил отчётности, каковая ежегодно представляется настоятелем правящему архиерею. Казначей также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей, а также за хозяйственным и административным письменным делопроизводством монастыря.
В казнохранилище казначею следует хранить и оберегать от всякой порчи, монастырские планы и прочие важнейшие документы.
Казначей следит за состоянием, хранением и проверкою описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в монастырь. Казначей выдает авансовые деньги эконому или другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета, и остающиеся деньги, после чего расходные документы утверждаются настоятелем.
Казначею подчиняются: письмоводитель, свечник, лавочник, библиотекарь, а также иные канцелярские должности, если они имеются: кассир, бухгалтер и т.п..

11. ДУХ0ВНИК

На должность духовника монастыря поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и Святоотеческих Писаний.
Обязанность духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению. Духовник должен вести у себя запись, кто когда приобщался Св.Христовых Тайн, дабы все неуклонно преступали к сему великому таинству. Также духовник обязан по своему непременному долгу посещать больных, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных. всех своих духовных питомцев, то с разрешения настоятеля, часть их предоставляется вручить опытному
Если духовник за множеством братии или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то с разрешения настоятеля, часть их предоставляется вручить опытному

Стр.3

духовному старцу, но за правильность духовного руководства со стороны старца отвечает духовник.
Кроме того, по благословению настоятеля, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления.
Помимо старцев-наставников духовнику монастыря подчиняются исповедующие богомольцев духовники-иеромонахи, среди которых один может быть старшим и ответственным за общее дело исповеди говеющих.
В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Св.Церкви и правилами, положенными в уставе монастыря. В недоуменных делах духовник спрашивает настоятеля, и его рассуждению, и воле следует.

12. БЛАГ0ЧИННЫЙ

На обязанности благочинного лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии монастыря.
Во время богослужения благочинный наблюдает, чтобы в церкви соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Благочинный во всякое время посещает братские келии, следя за порядком, чистотою келии и времяпровождением братии, дабы монашествующие не проводили время в праздности, но трудились на послушаниях, а в свободные часы упражнялись в чтении душеполезных книг, труде и молитве. В целях сохранения нравственности братии благочинный должен заботиться о том, чтобы братия не принимала у себя в келиях посторонних лиц, а также лиц женского пола, даже близких родственниц, свидание же с родными допускать только в приемной комнате с разрешения самого благочинного или настоятеля. Монастырских гостей благочинный размещает в гостинных келиях, вместе с гостинником заботясь о их покое и продовольствии.
Благочинный следит, чтобы братия без нужды не посещала лиц, разместившихся в гостинных келиях, наипаче после вечернего молитвенного правила, когда возбранены и всякие сношения братии между собой.
Благочинный может иметь одного или двух помощников благочинного. Благочинному необходимо ежедневно записывать в книгу, как братией был проведён день, т.е. все ли были на положенных службах, своевременно ли на них приходили, все ли были за общей трапезой, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни. Эту книгу с дневной записью благочинный ежедневно представляет настоятелю, который в той же книге против донесений отмечает соответствующие делу распоряжения (циркул. указ св. Синода от 25 сентября1901г.)

13. РИ3НИЧНЫЙ

На обязанности ризничного лежит заведование и охранение всей церковной утвари, на которую составляется положенная опись, ежегодно контролируемая настоятелем. Опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей с указанием их счета, века и цены следует сохранять всегда в ризнице, в безопасном месте, и без благословения настоятеля никому не давать, самому же ризничному иметь точную копию описи для проверки наличия упомянутых в ней предметов..
Ключ от ризницы ризничный должен всегда иметь у себя и без себя никого в ризницу не впускать, кроме помощника ризничного и то под личную ответственность самого ризничного. Ключи от церкви ризничный должен держать ночью только у себя , отбирая их у очередного пономаря.

Стр.4

Бывшие в употреблении при священнослужении драгоценные вещи следует всякий раз после служения обстоятельно осматривать и о всякой утрате письменно ставить в известность настоятеля.
Ризничный выдаёт облачения для священнослужения, следит за тем, чтобы требующее починки было своевременно исправлено, а о необходимости приобретать новые предметы докладывает настоятелю; пришедшее в негодность уничтожает по рассмотрении настоятелем или казначеем. Ризничный следит за освещением алтарей и храмов. Ризничный наблюдает за всеми действиями своих подчиненных: экклесиарха, пономарей и звонаря. Ризничный может иметь в своём распоряжении одного или двух помощников ризничного.

14. ЭК0Н0М

На обязанности эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной частью монастыря. В распоряжении эконома находятся, как братия, занимающаяся монастырскими трудами, так и наёмные рабочие, которых эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода специальных работ. Распределение времени работающей братии зависит от усмотрения настоятеля или благочинного, а эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все занимались работой. Распределение времени наёмных рабочих зависит от усмотрения самого эконома, который назначает необходимые работы и следит за исполнением их (к таковым относятся: шоферы, электрики, каменщики, штукатуры, столяры и др.).
Если в монастырском хозяйстве эконом признает необходимым и полезным осуществить какие-либо улучшения, то ему предоставляется право подавать свои соображения настоятелю или казначею.
Эконому подчиняются: келарь, рухлядный, заведующие мастерскими (иконописной и др.), гостинник, больничный, трапезный, повар, закупщики, привратники. Эконом имеет помощника.

15. КЕЛАРЬ

Обязанности келаря заключаются в наблюдение за целостностью и сохранностью продовольствия. Под его наблюдением находятся монастырская кухня, склады продовольствия, квасоварня и просфорня, в коих должна соблюдаться безупречная чистота и порядок.
Келарь наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось все то, что положено по уставу. Без особого благословения настоятеля или благочинного келарь не должен отпускать пищу в братские келии. В случае каких-либо недоумений келарю надлежит обращаться за указанием к своему непосредственному начальнику эконому.

16. УСТАВЩИК.

Обязанности уставщика заключаются в строжайшем наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с церковным уставом. Уставщик следит за суточными чтецами, которые обязаны заблаговременно приготавливать кафизмы, тропари, кондаки и т.д., читая на клиросе без ошибок, благоговейно и отчетливо, без переливов голоса, что является признаком самомнения и гордости. Мало знающих чтецов уставщику следует обучать чтению. На обязанности уставщика лежит следить, чтобы всегда исправно прочитывались синодики и поданные помянники: на проскомидии, литургии, молебнах и панихидах.
Уставщику подчиняются: регент, канонарх, очередные чтецы и певцы. У уставщика также могут быть помощники, например, ответственные за правый и левый клиросы.

Стр.5

17. РЕГЕНТ

Обязанности регента состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе. Хор должен петь так стройно и молитвенно, чтобы пение трогало и умиляло предстоящих, приводило к прославлению имени Божия и приносило духовную пользу всем молящимся. Ни сам регент, ни певчие не должны допускать между собою шуток, смеха, празднословия и шума. Канонарху следует заблаговременно просматривать тексты стихир и иных песнопений, чтобы канонаршить внятно и отчетливо, делая правильно по смыслу остановки между фразами. Регент систематически организует спевки, в которых должны участвовать все певчие.

18. ЭККЛЕСИАРХ

На обязанности экклесиарха лежит наблюдение за прислуживанием в алтаре и храме пономарей, за чистотою и опрятностью в храмах за своевременным производством благовеста к церковным службам, за освящением алтаря и храма, а также за благоговейным совершением крестных ходов и иных богослужебных процессий (погребение скончавшихся, освящение воды, куличей, фруктов).
Экклесиарх подчиняется ризничному. В случае нужды должность экклесиарха может быть соединена с должностью ризничного в одном лице.

19. СВЕЧНИК

На обязанности свечника лежит продажа, прием поминовений, уплаты за них, а также и других доходов по церкви, каковые давать казначею, так же, как и подробные сведения о денежных поступлениях, имея при себе книгу для записи прихода и расхода, остатка свечей. Свечник должен смотреть, чтобы церковные денежные кружки были запечатаны и замкнуты до времени высыпки, а деньги в них были влагаемы без промедления. Свечник имеет в своем ведении и иные церковные свечи: диаконские, полиелейные, выносные, настольные, дикирные, и т.п., которые выдает экклесиарху или ризничному, ведя соответствующий письменный учет. Свечник следит за своевременным поставлением свечей у местных и иных икон и за своевременным снятием и надлежащим хранением огарков, подлежащих сдаче на свечной завод.

20. ЛАВ0ЧНИК

На обязанности лавочнике лежит: продажа икон и разного рода поделок, выходящих из мастерских церковной утвари, составление сметы на товары и ведение по торговым операциям установленной монастырской отчетности. Выручка сдается казначею. Периодически по назначению настоятеля, производится учет по лавке особой комиссией.

21. ПОНОМАРЬ

Обязанности пономаря требуют весьма внимательного к себе отношения, так как послушание это сопряжено с прислуживанием в алтаре близ Св.Престола и Св.Жертвенника.
Пономарь обязан прислуживать за богослужениями, возжигать в алтаре светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи. Алтарь, церковь, паперть, образа, подсвечники и др. пономарь должен очищать от паутины и пыли - нечистоту, выметая, в непопираемое место; воздух освежать посредством вентиляции и открытия окон, ковры и дорожки по возможности чаще выколачивать.
Пономари подчиняются ризничному (или экклесиарху).

Стр.6

22.3ВОНАРЬ

В положенное время звонарь приходит к настоятелю или к ризничному за благословением и затем производит благовест к богослужению, в соответствии с уставом и введенным в обители обычаем. Звонарю надлежит наблюдать за правильностью хода и боя больших часов на колокольне, и во всех случаях их неисправности ставить в известность эконома.

23. ПИСЬМ0В0ДИТЕЛЬ

На обязанности письмоводителя лежит ведение всего канцелярского делопроизводства монастыря, все письменные дела монастыря, в том числе и архивные, которые должны всегда находиться в полном порядке, быть надлежащим образом зарегистрированными. Переписка монастыря не должна задерживаться и залеживаться.
Письмоводитель подчиняется казначею и руководствуется его указаниями. Письмоводитель может иметь помощника письмоносца, который сдает на почте и принимает всю монастырскую корреспонденцию, а также доставляет корреспонденцию в местные учреждения.

24. БИБЛИОТЕКАРЬ

На обязанности библиотекаря лежит заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг и изданий, составление подробного инвентарного каталога и картотеки, и выдача книг насельникам обители под расписку.
Должность библиотекаря требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с духовным развитием и подготовкой каждого брата монастыря. Библиотекарь должен о полезности той или другой книги советоваться с настоятелем, духовником или иными духовно опытными лицами.
Книгохранилище надлежит содержать в полном порядке и чистоте, размещая книги по отделам, книги ветхие надлежит своевременно сдавать в переплет.
Каждый брат, взявший из библиотеки книгу, должен хранить ее у себя в целости, чистоте и опрятности, оберегая от жары, сырости и иных повреждений; грязными руками листов не переворачивать, надписей и помарок на полях книги не делать, но при нужде делать выписки в особую тетрадь.
Передавать другому лицу взятую из библиотеки книгу не разрешается. От уходящих из монастыря библиотекарь обязан требовать возвращения взятых книг.
Книги, нужные для богослужения, библиотекарь выдаёт своевременно приходящему уставщику, отбирая ненужные обратно в библиотеку. Библиотекарь может по особому списку выдать ризничному в ризницу полный круг богослужебных книг, в данном случае ризничный несет ответственность за сохранность этих книг.

25. РУХЛЯДНЫЙ

Рухлядный наблюдает за приобретением или изготовлением обуви или одежды для братии, а также за их починкой. В своих отношениях с братией, рухлядному подобает быть беспристрастным и внимательным, ибо часто случается, что иной по скромности своей не спросит, а нуждается в вещах, иной же требует без нужды излишнего.
Священнослужителям всегда должна выдаваться одежда чистая не изорванная. Вновь поступающим, вместо подрясника, который надлежит выдавать лишь по истечении некоторого времени, следует выдавать особую черную блузу.

Стр.7

Что касается материала, из которого должно шить братии одежды, то материю следует покупать простую, более отличающуюся прочностью, а не цветную, но черную или серую на подрясники, ибо щегольство в одежде неприлично иноческому смирению.
Рухлядный подчиняется эконому, и ему отчитывается в своем послушании, представляя и смету на приобретение погребных материалов.

26. ПРОСФОРНИК

Просфорник является ответственным лицом по изготовлению просфор, т.е. хлеба, приносимого при священнодействии на Святой Евхаристии. Посему таковой хлеб подобает печь из чистой свежей пшеничной муки, положив закваску и соль в меру, дабы хлеб имел вкус благоприятный.
Сам просфорник должен жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне.
Просфорник подчиняется эконому, получая муку и, всё потребное у келаря.

27. ТРАПЕЗНИК

Обязанности трапезника состоят в надзоре за приготовлением братии пищи и в наблюдении за порядком во время трапезования.
Трапезник (или, по благословению настоятеля, - повар) каждый день с вечера (или однажды на всю неделю) испрашивает благословение у настоятеля, какую и в каком количестве готовить пищу.
Утром трапезник должен придти в церковь для получения от служащего иеромонаха огня из неугасимого светильника, горящего на Св.Престоле, которым надлежит разводить огонь на кухне, прочитывая молитву "Отче наш".
Во время трапезы трапезник следит, чтобы пища делилась поровну и подавалась с молитвой Иисусовой, на которую братия отвечает "Аминь".
По окончании общей братской трапезы, во вторую очередь, вкушает пищу трапезник, келарь, чтец и те из братии которые, находясь в неотложных послушаниях, не попали в первую очередь. После второй очереди трапезник никому пищу не отпускает ни в трапезе, ни в келии, разве по особому указанию благочинного или эконома, которому трапезник непосредственно подчиняется. Трапезник наблюдает за тем, чтобы как в трапезе, так и на кухне, всегда соблюдалась образцовая чистота, опрятность обстановки, одежды прислуживающих, посуды, а также следит за проветриванием помещений трапезы и кухни.

28. ГОСТИННИК

На обязанности гостинника лежит с любовью и усердием заботиться о приезжающих в монастырь. О прибытии всякого гостя гостинник немедленно докладывает настоятелю (или лицу, его заменяющему), и без благословения настоятеля никого в гостинице не принимает.
Приходящих в монастырь монашествующих и послушников из других монастырей никоим образом не следует помещать с братией, но или в гостинных помещениях, или в свободных келиях.
Пища для монастырских гостей должна быть скромная и дозволенная монастырским уставом. Отступление от общего правила (для больных) можно делать лишь с благословения настоятеля.

Стр.8

29. БОЛЬНИЧНЫЙ

В обязанности больничного уход и присмотр за находящимися на излечении братиями. На должность больничного назначается брат богобоязненный, сострадательный и заботливый.
Больничный довольствует болящих пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время и в строгом соответствии с указаниями врача и благочинного.
Употребление лекарств основываем на слове Божием (кн.Сирах глава 38) и на словах св.Василия Великого: "Как всякое пособие, искусство против немощей естества даровано нам от Бога, например, земледелие, ткацкое искусство, зодчество; так надобно сказать и о врачебном искусстве ... Свойства, заключающиеся в корнях, цветах, листьях, в плодах и соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, - всё это подобно изобретению, принимаемого в пишу и питие" (Правило 55).
Однако, как не должно вовсе избегать телесного лечения, так не следует и полагать в нем всю свою надежду, помня, что врачебное искусство действенно лишь тогда, когда на это есть изволение Всевышнего.

30. 3АВЕДУЮЩИЕ МАСТЕРСКИМИ

На обязанности заведующего какой-либо мастерской (иконописной, портняжской, столярной, переплетной и т.п.) лежит надзор за работами, в ней производящимися и наблюдение, за благоповедением труждающейся братии и частных лиц, приглашаемых для производства работ. Труждающаяся братия помнит слова св.Апостола: "Ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе" (2 Солун.3,8).
В монастырских мастерских не должно производить работ, могущих оказать вредное влияние на душевное преуспеяние братии, или требующих чрезмерного соприкосновения с миром, особенно с женским полом. Заведующие мастерскими подчиняются эконому.

31. Никакое звание и никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество (в соответствии с 43 правилом 4-го Вселенского собора).

32. Безусловно, запрещается принимать в братство монастыря:
1) лиц несовершеннолетних
2) мужа при живой жене, законно с ней не разведенной, если же поступить в монастырь пожелают оба супруга, то надлежит принять во внимание, не имеют ли они малолетних детей, требующих родительского призрения, и, если препятствий нет, то оба супруга должны быть пострижены в один день, разумеется в разных обителях: мужской и женской (Вас.Вел.:пр.18).

Стр.9

33. Новопоступающий предъявляет паспорт, свидетельство о семейном положении, военный билет (или свидетельство об освобождении от военной службы), а также пишет свою автобиографию и прошение о принятии в монастырь на имя настоятеля.

34. Новопоступивший проходит испытание в течении трех лет, и, если окажется достойным воспринять монашеский чин, настоятель делает представление о его пострижении правящему архиерею.

35. Срок испытания может быть и сокращен в зависимости от благонравия и моральной устойчивости новоначального, также если известна благочестивая жизнь постригаемого до вступления его в братство (таковы: воспитанники семинарий и студенты академий, известные церковные деятели и т.п.).

36. Представление послушника к пострижению в монашество должно быть основано не просто на ис­полнении обычно положенных трех лет искуса, но на приобретенном посредством надзора и испытания удостоверении о благонадежности его к достойному прохождению монашеского подвига.

37. Испытуемый помещается в особом помещении (особой келии для новопоступающих) и проходит испытательное житие под руководством благочестивого старца-наставника, от которого получает необхо­димые первоначальные наставления, касающиеся внутреннего духовного устроения и внешнего поведе­ния. По истечении некоторого времени и при условии достойного поведения новоначальный получает подрясник, пояс скуфью, четки и может быть помещен в братской келии (но до пострижения в монаше­ство не один, а с кем-либо из опытных в монастырской жизни иноков).

38. Принимаемый в братство помнит, что помещение, им занимаемое (келия или часть келии), не явля­ются его собственностью, но представляют собою общежитие или служебное помещение.

39. От приходящих в монастырь денежный вклад не требуется. Не возбраняется принять от поступающего добровольное пожертвование на обитель, однако лишь с тем, чтобы жертвователь дал подписку в том, что он за свою жертву не будет искать преимущества или хвалиться своей жертвой.

40. Бродячие иноки, самовольно ушедшие из других монастырей, в Свято-Успенскую обитель не принимаются.

ПОВЕДЕНИЕ НОВОНАЧАЛЬНЫХ ИНОКОВ.

41. Новоначальный прежде всего внимательно изучает устав Свято-Успенской обители, чтобы при первых же шагах своего пребывания в ней не нарушать заведенные в монастыре порядок и дисцип­лину. Прочитав весь устав от начала до конца, новоначальный дает подписку в том, что он знаком с уста­вом и обязуется его свято выполнять, в случае же нарушения устава обязуется немедленно по благословению настоятеля (или заменяющего его лица) удалиться из обители, не выдвигая никаких претензий к администрации монастыря.

42. Новоначальный должен всемерно стараться, оставляя светские привычки, проникаться духом монастырской жизни, помня наставления св.Василия Великого к начинающим инокам: "Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старших, быть внимательным к мудрым, послушным начальству, равным меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью (поучение 1-ое января ученикам философа Ливания).

Стр.10

43. По отношению к настоятелю и братии новоначальный должен оказывать смиренную почтительность. При встрече с настоятелем следует поклониться и испросить благословение, а при встрече с иеромонахами, иеродиаконами и иными членами братства, сделать поясной поклон. Впрочем не возбраняется брать благословение у иеромонахов (архимандритов, игуменов).

44. Входить в келии братии следует с молитвой Иисусовой и только тогда, когда будет получен ответ "Аминь".

45. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.

46. Подобает беспрекословно подчиняться воле настоятеля монастыря и лиц начальствующих, помня, что истинное и совершенное послушание высказывается в том, чтобы без благословения не только удерживаться от несообразного, но не делать и самого похваль­ного.

47. Если кто-либо из братии уклоняется от выполнения правил иноческой жизни, настоятель пытается образумить его увещаниями. Кто упорствует в непокорности и не принимает исправительных мер, того надобно строго обличать при всей братии. Если же кто и после многократных увещаний не исправляется, то его следует, как поврежденный член тела, вовсе отсечь от общего тела братства.

48. Кто не принимает послушания, одобренного настоятелем, тот должен наедине или открыто привести ему свои возражения, если имеет какое-либо разумное основание, или молча исполнить то, что приказано. Если сам устыдится, пусть употребит на сие посредниками других. Если же будет упорствовать в непокорности, жалуясь в тайне, но не объявляя открыто и честно своего огорчения, тот как посевающий в братстве и колеблющий уверенность святости послушания, подлежит изгнанию из братства.
Никто не должен входить в любопытные последования и осуждения действий настоятеля и иных должностных лиц, кроме тех, которые и по степени, и по благоразумию близки к настоятелю, и которых он сам по необходимости допускает к совершению и рассуждению об общих делах монастыря.

49. Новоначальный должен быть постоянно в мире и любви со всею братиею обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.

50. Никто не должен без благословения старших брать себе в келию никакой вещи, даже самой необходимой, помня, что всякое приобретение, без благословения творимое, есть кража.

51. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие категорически в монастыре воспрещается, и нарушение сего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из братства.

52. Начало всякого послушания начинается по совершении крестного знамения и при чтении краткой молитвы («Господи благослови» и др.) равно и при окончании послушания надлежит сотворить крестное знамение с молитвой («Слава Тебе Господи» и др.).

53. Новоначальным не следует заводить в келии предметов роскоши, как отвлекающих от богомыслия и способствующих рассеянию ума. Лучшим украшением иноческой келии да служит Святая Библия и иные душеполезные книги.

О ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ

54. Каждый член братства монастыря, в отношении жизни духовной, должен быть под особым руководством старца-духовника, которому часто должно открывать свое духовное состояние, недоумения, затруднения, смущения, искушения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим и т.п. и получать от него разрешение недоумений и наставления, направляющие его к дальнейшим успехам в духовной жизни.

55. Настоятель и духовник монастыря наблюдают, чтобы вся братия очищала совесть свою таинством покаяния и причащались Св.Христовых Таин во все четыре поста непременно, а некоторые, смотря по их душевному состоянию, и чаще, и особенно священнослужители перед вступлением в чреду священнослужения.

Стр.11

56. Ради духовного преуспевания каждый насельник обители должен почитать свою священную обязанность – ежедневное чтение Священного Писания, а также творений Святых Отцев и иной душеполезной литературы, находя в ней духовную пищу и утешение.

57. Братия не должна предпринимать ничего особенного по своей только мысли и воле (в отношении, в частности, к особенным духовным подвигам, например, налагать на себя пост сверх положенного по уставу и пр.), чтобы самоугодие и самочиние в духовном делании не повредило общего благого дела спасения души.

58. Если кто из братии оскорбит кого-нибудь, то неотлагательно должен испросить прощения у оскорбленного, а оскорбленный должен стараться с кротостью и любовью простить обидевшего.

59. Насельники Свято-Успенской обители должны помнить, что своим трудолюбием и неослабным выполнением заповедей Божиих, правил отеческих и церковных, уставов они открывают себе путь к высшей жизни - духовной и созерцательной, уподобляясь нашим небесным Святым Отцам, а нарушением установленных правил монашеского жития подвергаются горькому осуждению.
Поэтому ради пользы самих же претыкающихся в поведении необходимы и исправительные меры, употребляемые без злобы на согрешающих, но с внимательным рассмотрением вины. Виновный же, получая епитимию, принимает ее, не как бич, а как врачевство и поощрение к лучшему.

60. В качестве исправительных мер могут быть употреблены: удаление от общей братской трапезы на один или несколько дней, перевод с послушания более ответственного и почетного на менее ответственное и почетное, а также поставление на поклоны.

61. Относительно поклонов обитель руководствуется следующим суждением Митрополита Московского Филарета: "Обычай ставить за проступки на поклоны требует духовного рассуждения. И начальник и виновный не должны смотреть сие, как наказание. Молитва, по существу своему, есть должна быть представляема действием благотворным, а карательным. Ставить при братии также должно с мыслью уничижения или постыжения. Молитва действие священное постыдительным. Должно тем, чтобы нарушивший свою обязанность, просил от Бога прощения помощи к своему исправлению. Сие делать без многих свидетелей, он удобнее мог молиться смущения. Если настоит нужда поставить кого братии, то надлежит внушать ему что это для его, но про­чие, видя его покаяние, призвали помощь Божию исправлению."

О БОГОСЛУЖЕНИИ

62. Важнейшим предметом внимания монастырского начальства и усердия братии является церковное богослужение. Поэтому вся братия от начальствующих до новоначальных должна неопустительно и благоговейно участвовать в богослужении или при нем присутствовать. Неисправность в этом священном деле должна признаваться важным нарушением распорядка духовной жизни монастыря.

63. Для соблюдения чинности и порядка в совершении священнослужителями монастыря божественных служб, благочинный монастыря совместно с ризничным и уставщиком ежемесячно составляют контролируемое и подписываемое настоятелем расписание богослужений с указанием имен священнослужителей и чтецов, занятых в каждой отдельной службе, а также, седмичных, канонархов и пр. Самочинно нарушать расписание (заменять друг друга в служении, уклоняться вовсе и пр.) никому из братии без благословения настоятеля или благочинного не разрешается.

64. За пол часа до начала утреннего богослужения будильный, взяв благословение у настоятеля или благочинного, обходит все келии для возбуждения братии. Для сего употребляется металлическое большое било в которое ударяют 12 раз, после сего берется деревянное малое било ударяя в него четыре удара (три отрывистых и один длинный) для обхода всех келий с молитвой (про себя) «Пению, бдению час - Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас».

Стр.12

65. Каждый из братии должен стараться прийти в церковь до начала богослужения. О непрешедших или пришедших в церковь с опозданием благочинный объявляет настоятелю с занесением случая по его рассмотрении в ежедневную книгу. Также никому не следует уходить из церкви прежде окончания Богослужения.

66. Занятые некоторыми послушаниями (в трапезной, просфорной и др.), если не могут вполне присутствовать за всеми церковными богослужениями, должны иметь на сие особое разрешение настоятеля или благочинного.

67. Священнослужащие, читающие и поющие в церкви должны исполнять свое дело с неослабным вниманием, без поспешности, не повреждая церковное пение нововведениями, не сообразными с простотою и умилением, свойственными монастырскому богослужению.

68. Поскольку богослужения в монастырских храмах посещаются не только братией, но и многочисленными богомольцами, братия может совершать для верующих особые богослужения (молебны, панихиды, разного рода поминовения и пр.), однако ни крещения, ни бракосочетания в монастыре не совершаются, но все сие происходит в городском приходском храме, за пределами обители.

69. Никто из братии ни под каким предлогом не должен брать ни за какие требы для себя лично ни денег, ни других вещей, но сдавать все доходы ответственным по монастырю лицам.

70. По установленной традиции «Старого Афона» священнослужители и монахи обязаны являться на все монастырские службы в клобуках и рясах, а также и в белых носках; послуш­ники – в приличном и скромном одеянии.

71. На пути в церковь и из церкви братия не должны останавливаться с посторонними и входить в праздные беседы, но если от кого будут о чем-либо спрошены, ограничиваться необходимым кратким ответом.

72. Братия должны приучать себя как снимать, так и надевать камилавки и клобуки все в одно время, также и поклоны предстоятелю при соборном служении должны совершаться одновременно.

О ТРАПЕЗЕ

73. Если братская трапеза поставляется непосредственно по окончании церковного богослужения, то братия прямо из церкви идут на трапезу, а если по некотором времени, то ожидая трапезы имеют отдых в келиях.

74. Испросив благословения у настоятеля, трапезный ударяет в колокол, и братия в клобуках и рясах немедленно собираются на трапезу, которая начинается и оканчивается положенными молитвословиями.

75. , внимая предлагаемому чтению из жития святых или из поучительных книг. Для чтецов составляется особое расписание на весь месяц, и никто из братии не должен уклоняться от этого послушания.

76. Позднее вхождение в трапезную или исхождение из нее прежде окончания без благословения признается беспорядком и не оставляется без ответственности.

77. Никто не должен брать пищу в келию, кроме тех, которым разрешит сие настоятель или благочинный, как не могущим придти на общую трапезу, например, по болезни, по глубокой старости и иным серьезным причинам. Незаконно опоздавшие могут быть вразумлены выговором или вовсе лишены трапезы.

78. Во время обеда, перед последним блюдом, старший из братии звонит в колокольчик, вся братия встает, и старший произносит: "Пресвятая Богородице спаси нас". Братия ответствует "Аминь", и все снова садятся на свои места.

Стр.13

О КЕЛЕЙНОМ ПРЕБЫВАНИИ.

79. Время, оставшееся от церковного богослужения и исполнения послушаний, проводимое в келиях, братия должны употреблять с благоразумием и бережливостью, приобретая возможно большую пользу, главным образом – духовную. Таковыми полезными келейными занятиями могут быть:

- келейное правило по уставу и благословению старца;

- чтение душеполезных книг и выписывание из них, важнейших назидательных мыслей;

- упражнение в церковном пении и чтении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, устава церковного, и прочих предметов, служащих приготовлением к церковной службе;

- занятия, поручаемые настоятелем или кем-либо из начальства и выполняемые как послушание (иконописание, летописание и т.д.);

- рукоделие в пользу обители, или для удовлетворения собственных нужд, или иных полезных целей;

- уборка келии, чистка и ремонт одежды, обуви и пр., что служит целям чистоты, и опрятности жи­лища, и одежды инока;

80. Любимой настольной книгой каждого инока монастыря должна быть Святая Библия, т.е. Священные книги Ветхого и Нового Завета, повествующие об истории творения мира и человека, о приуготовлении человеческого рода к принятию Спасителя и о пришествии в мир, учении, страдании, смерти и Воскресе­нии Господа нашего Иисуса Христа.

81. Среди духовно-нравственной литературы могут быть рекомендованы к келейному чтению следующие подвижнические писания: Аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Ефрема Си­рина, Макария Великого, Нила Сорского, Исаакия Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Варсонофия Великого, Афонский Патерик, Симеона Нового Богослова, Аввы Исайи, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, труды епископа Феофана Затворника, епископа Игнатия Брянчанинова, епископа Петра, пять томов Добротолюбия, Древний Патерик, Луг Духовный, Пролог, Киевский Патерик, житие и наставления преподобного Серафима Саровского, наставления Паисия Величковского и дру гие духовно-нравственные сочинения.

82. Одежда братии должна быть чистая и простая, чуждая роскоши и блеска, причем, по возможности, единообразная.

83. В случае болезни братия монастыря непременно посещают врача, который ставит в известность благочинного о серьезности заболевания и делает отметку в особой книге для регистрации болящих с указанием срока освобождения от несения послушаний.

О ВНЕШНИХ ПОСЕТИТЕЛЯХ И О ВЗАИМНОМ ПОСЕЩЕНИИ КЕЛИИ.

84. Принятие в келиях внешних посетителей (мужского пола) допускается лишь по благословению монастырского начальства в дневные часы.

85. Лица женского пола в келии не допускаются. В случае если возникает необходимость брату обители увидеться с близкой родственницей, то таковые принимаются не в келии, а в особо назначенной приемной близ монастырских ворот.

Стр.14

86. Без благословения настоятеля никто не имеет права никого из посторонних оставлять у себя в келии на ночлег. Равно никто из братии не имеет права ночевать в монастыре же, но в иной келии у иного брата, но только в келии предоставленной ему монастырским начальством.

87. Братия могут посещать один другого в келиях для совместных занятий по подготовке к богослужению (чтению и проч.), а также для совместного назидания, взаимного пособия в келейных нуждах, для посещения больных и престарелых и для служения им. Для таких посещений особого разрешения не требуется однако, если эти посещения будут превращаться в развлекающие и вредные, они могут быть в отдельных случаях запрещены.

88. После вечерней трапезы и вечернего правила каждый должен оставаться в своей келии, кроме особенных благовидных случаев, когда брат вызван к кому-либо из начальствующих, или если требуется посетить духовника, послужить больному, отдохнуть в саду после утомительного послушания и т.п.

УСЛОВИЯ ОТЛУЧЕК ИЗ МОНАСТЫРЯ.

89. Исхождение из монастыря бывает по должностной обязанности, по распоряжению начальства и допускается, по желанию имеющих в том уважительную частную потребность.

90. Если кому-либо из братии потребуется в дневные часы (до начала вечернего Богослужения) отлучиться в город, за ворота монастыря, то для сего достаточно устного разрешения благочинного. Поездки же в иные города и местности, расположенные за городскою чертою, как бы кратковременны они не были, благословляются только настоятелем или заменяющим его лицом, причем в таких случаях братия пишут прошение с указанием ясной причины, точного адреса поездки и времени возвращения.

91. В случае болезни или иных важных причин, некоторые из братии могут получать и более продолжительный отпуск (для поправления здоровья и т.п.), но в каждом отдельном случае начальство монастыря имеет по сему специальное суждение, дабы время проведенное на стороне, не повредило брату в его духовном устроении.

92. Направляемые (в виде особой нужды) на послушание в епархию или для совершения соборных и иных богослужений, должны немедленно возвращаться в монастырь по окончании послушания.

93. Монашествующие не должны ходить в мирские дома на похоронение, поминальные и т.п. обеды.

94. Отлучающиеся из монастыря, по своем возвращении, дают немедленный отчет лицам, их отпустившим, (в том числе и посылающие по хозяйственной надобности).

95. Священнослужители монастыря, отпускаемые по благовидным причинам за стены обители или го­рода, не имеют права священнодействия без разрешения:
-отпускающего их настоятеля (выдающего соответствующую справку)
-правящего епархиального Архиерея той местности, где желает священнодействовать отпущенный, или настоятеля той обители, в которую прибыл временно отпущенный из монастыря.

96. Послушники во время продолжительного отпуска из монастыря не должны носить иноческого одеяния.

УСЛОВИЯ УВОЛЬНЕНИЯ ИЗ МОНАСТЫРЯ.

97. Иноки, изменившие своим обетам, живущие зазорно, монастырской дисциплине подчиняющиеся лишь настолько, чтобы иметь возможность бесплатно пользоваться келией и столом, и своей неисправностью кладущие пятно на святую обитель, после увещания и принятия дисциплинарных мер, могут быть удалены из обители, как негодные к монашеской жизни и вносящие соблазн в среду остальных братий.

98. Иноки, уволенные из монастыря, должны в кратчайший срок, указываемый настоятелем, сдать эконому келию и ключи от нее, монашескую одежду и другие казенные вещи, возвратить библиотекарю взятые из библиотеки книги, остричь волосы и в мирской одежде удалиться из обители.

99. Если какой-либо брат, уволенный из монастыря, или самостоятельно ее оставивший, познав свое согрешение, возвратится обратно в монастырь и будет просить настоятеля и всю братию принять его снова, обещаясь исправить свою прежнюю жизнь и исполнять положенный устав, то такового брата можно, по всестороннем рассмотрении его дела, принять. Но прежде принятия он должен свое покаяние засвидетельствовать на бумаге, и только тогда зачислить его сначала в разряд вновь поступивших, а затем по долгом испытании – в число братии.

100. В случае смерти какого-либо брата монастыря, все его имущество по описи, составленной казначеем, экономом и благочинным, передается на склад и является общим монастырским имуществом. В исключительных случаях, с благословения настоятеля, умирающий брат может и иным образом распорядиться своими личными вещами, составив для сего особое завещание.