ПАНАГИЯ

или

УСПЕНСКИЙ БАХЧИСАРАЙСКИЙ
В КРЫМУ
СКИТ

(Краткое историческое описание)
1908 г.

Глава I

 

 

 

 

ПАНАГИЯ

или

УСПЕНСКИЙ БАХЧИСАРАЙСКИЙ
В КРЫМУ
СКИТ

(Краткое историческое описание)
1908 г.

Глава I

 

 

стр.1

Успенский Бахчисарайский скит находится невдалеке от верхнего конца г Бахчисарая, в глубоком ущелье, называемом у татар Мерьем, т.е. ущелье Марии,

и обведенном с обеих сторон громадными отвесными скалами вышиною до 70 саженей.

Местность скита одна из самых пустынных и вместе с тем величественных крымских местностей. По сказанию очевидцев она похожа на местность обители Георгия Хозевита, что близ Иерусалима, славящуюся своим пустынно-диким видом. Остатки разнородной растительности по всему оврагу свидетельствуют, что здесь рос когда-то густой лес, который в продолжение целых столетий не могла истребить самая близость столицы ханской. В последние века у подножия скалы не малое время существовало поселение греческое, остатки которого состоят теперь из пещер, служащих грекам жилищами. Поселение это, от находившейся в скале явленной иконы Богоматери Панагии, называлось Марианополем или селом Марьиным. Об этом селе упоминается еще в известной Книге Большого Чертежа, следовательно, не позднее ХУ1 века, а в путевых записках, веденных при посольстве нашем в Тавриду в 1625 г., между прочим говорится, что послы наши, по окончании дел у хана, перед возвращением в отечество служили в селе Марьином, т.е. в Успенской скале, благодарственный молебен.

Греки-христиане, живя по соседству с татарами-мусульманами, терпели от них постоянные притеснения. Находясь под гнетом диких и фанатичных татар, христиане с редким самоотвержением переносили все невзгоды: они уходили в леса и пещеры, где посвящали себя всецело на служение Богу. Одни из христиан жили просто в пещерах, а другие основывали монастыри. Монастыри, как главная опора христиан в религиозно-нравственной жизни, особенно привлекали к себе внимание татар, и они их разрушали, а священные книги сжигали. Христиане снова воздвигали эти монастыри, а татары снова разрушали их до основания.

В ХV веке большая часть южного Крыма со всеми христианами перешла под власть турок. Греки стали жить среди двух народов, исповедовавших ислам: турок и татар. С этого времени и начинается собственно тяжкая година для крымских христиан. Мусульманство охватило весь Крымский полуостров, установились резкие отношения турок и татар к христианам, и для последних наступило время тяжелых невзгод и гонений. Христиане Тавриды упали духом в неравной борьбе с мусульманами и когда, по-видимому, не оставалось у них никакой надежды отстоять свою веру, и христианство должно было исчезнуть, на неприступной Бахчисарайской скале, в самом центре мусульманства является образ Богоматери. Вот как говорит об этом народное предание, сохраненное для нас русскими писателями ХVII века : "Бысть в онех каменных горах (где ныне скит) некогда змий великий, людей и скоты пожирающий, и того ради людие от места того отбежавши, пусто оставиша; но яко тамо в то время жили греки и генуэзцы, молишася Пресвятой Богородице, дабы их от онаго змия освободила, и тако единаго времени нощью узреша в горе той свешу горящу, идеже не могущи крутыя ради горы взрыти, вытесавши ступени из камени, и приидоша тамо, идеже свеща горяще, и обретоша образ Пресвятой Богородицы и свешу пред ним горящу; тамо близко того образа и змия того обретоша мертва разседашася. И тако радостни будучи, велие благодарение Богови воздаша, избавителю от таковаго змия, его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начаша ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице".

Другое предание говорит: "В давно минувшие времена пастух одного князька (топарха), по имени Михаил, загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успенский овраг и увидел здесь на скале, в 10 саженях от земли, икону Богоматери и пред нею свечу. Пораженный чудесным явлением, он тотчас дал знать об этом своим начальникам, и когда весть эта дошла до слуха князька, он приказал взять икону с высоты и перенести в его дом, находившийся в окрестных горах. Несмотря на благоговение, с каким принята была святая икона домохозяином, на другой день ее не оказалось в доме:

Открытка10

стр.2

она опять стояла на прежнем месте, на скале. То же самое повторилось и в другой раз, когда вздумали снова взять ее со скалы. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы святой лик Ее находился в другом месте, кроме той скалы, где он явился: не медля решились устроить малый храм в самой скале, против того места, где явилась святая икона. Изсекли внутри скалы пещеру, а снаружи лестницу к ней и в сей пещере-храме поместили новоявленную икону.

Явление святой иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвящен Успению Богоматери.
Чудесное явление иконы Божией Матери и основание Успенской церкви относится к середине ХV века, а в конце ХVI века встречается уже известие о существовании монастыря на Салачике, т.е. на месте настоящего Успенского скита.

В это время монастырь посылал от себя доверенное лицо к Московскому Царю Федору Иоановичу просить милостыню.

В начале ХVII века из дел того же приказа знаем о существовании Успенской пещерной церкви, а в конце ХVIII столетия читаем в письме князя Прозоровского к Румянцеву-Задунайскому от 31 мая 1777 года, что близ Бахчисарая с давних времен существует греческая небольшая церковь, высеченная в горе, из камня, которая хотя и была возобновлена, но все однако же в упадке, и что архиерей, видевшись с ним, открыл свое намерение, чтобы новую и уже порядочную построить.

В чудесном явлении святой иконы христиане получили Божественную помощь, покров самой Богородицы. Они снова шли на брань за исповедание святой веры, с твердою надеждою, что Пресвятая Богородица не оставит их без своей защиты. Храм, иссеченный в скале, где явилась икона, стал особенным местом молитвы для них: здесь они укреплялись духом во время страшных истязаний, в храме они чувствовали себя одною семьею Отца Небесного, защищающего их своим Божественным Промыслом. Такое значение храма побуждало многих христиан поселиться около него, посвятить себя всецело Богу.

Так появился Бахчисарайский монастырь Главная заслуга этого монастыря в том, что он поддерживал дух и энергию христиан в борьбе с мусульманством. Он объединил христиан и защитил святую веру от дикого натиска ислама. Здесь была даже митрополичья кафедра. Когда она сюда перенесена, трудно сказать что-либо определенное, но что она находилась здесь, доказательство сего можно находить в том, что здесь жил последний митрополит Игнатий.

Таким образом, Бахчисарайский монастырь был центром религиозной жизни христиан в Крымском ханстве: ему принадлежало и духовное назидание христиан, и управление ими. И если бы не татарское иго, он был бы благоустроенной и величественной лаврой, но магометанский фанатизм сделал то, что христианам воспрещено было даже ставить кресты на церквах, их изнуряли непосильными работами и податями. От высокой греческой культуры и цивилизации не осталось ничего. Многие усвоили татарский язык и обычаи. Землянки и пещеры заменяли дворцы и храмы.

Когда отношения между татарами и греками достигли высшей степени напряженности, греки обратились за помощью к России. Русские, испытав сами татарское иго, всегда сочувственно относились к единоверцам-грекам. Греки издавна получали от Москвы милостыню. Они видели, что только русские, став победителями, помогут им (в это время уже шла война между Россией и Турцией).

В 1778 году по Высочайшему соизволению, главнокомандующий русскими войсками Румянцев вошел в сношение с митрополитом Игнатием, бывшим главою крымских христиан, и предложил ему со всеми христианами Крыма переселиться в пределы России.

Митрополит, 23 апреля в день святой Пасхи, после литургии в Успенской церкви нынешнего скита, предложил это дело своей пастве. Весть о выходе христиан разнеслась по всему Крыму.

Открытка20

стр.3

Татары с крайним негодованием толковали о выходе христиан и роптали на хана, который равнодушно смотрел на распоряжение русских. Но митрополит Игнатий своими неусыпными стараниями, увещательными грамотами и, рассылаемыми нарочито по селам священниками, достиг того, что все христиане единодушно решились навсегда оставить Крым и переселиться в пределы России.

В это время Бахчисарайский Успенский скит снова является особенно важным пунктом для таврических христиан. Сыны Пантикапеи, Феодосии и Херсонеса сходятся в монастырь, чтобы в последний раз помолиться здесь Пресвятой Богородице, защищавшей их своим покровом в течение нескольких веков от насилия мусульман. Тяжела была картина разлуки греков с заветными берегами Тавриды! Митрополит отслужил благодарственный и напутственный молебен. После молебна митрополит, священники и все христиане, здесь бывшие, с торжеством подняли чудотворную икону Божией Матери и потянулись длинною вереницею с пением и молебном через горы и равнины, покинув навсегда заветные берега, родной кров и все, что было дорого для них, в Новороссию, где в окрестностях г. Мариуполя и находится ныне явленная икона, вынесенная из Успенского скита.

Это событие в истории Бахчисарайского скита в Тавриде отмечается тем, что он упразднился на некоторое время, но не навсегда. В 1781 году из Антиохии приехал в пристань Буюк-Локбет греческий священник Константин Спиранди. Христиане, оставшиеся в Крыму, узнав об этом, обратились к нему с просьбой, чтобы он остался у них для служения при Бахчисарайском ските (церковь святого Илии в Бахчисарае пред выходом греков обрушилась).

В это время Крым был покорен Россией, в Бахчисарае стояли русские войска, и нужда в богослужении была двойная. Священник этот согласился остаться у греков и до 1800 года жил при Успенской церкви скита. Когда же греки построили себе в городе храм, тогда Константин Спиранди до самой смерти своей жил в Бахчисарае, исправляя для христиан духовные требы, и погребен под скалою пред Успенской церковью. С этого момента начинается обновление скита. Бахчисарайский комендант, полковник Тотович, принес ему в дар святой иконостас, а военный губернатор, генерал Каховский, сделал в него на свой счет царские двери, церковный староста, Стефан Калига, расширил пещерный храм и устроил крыльцо и балкон.

В 1800 году был построен в г. Бахчисарае храм во имя Святителя Чудотворца Николая, а скит обращен в кладбищенскую церковь. В таком положении приписаный к городской соборной церкви и без собственных священнослужителей, он находился в течение 50 лет. Но благодать Божия не оставляла его и в это время, являя невиданное присутствие свое чудодейственною силою над болящими, которые с верою прибегали к сему святому месту за помощью. По выходе из скита греков с чудотворно явленною иконой, в Успенской церкви стали совершаться чудеса от иконы Успения Богоматери, пожертвованной в 1781 году Бахчисарайским комендантом (из сербов) полковником Тотовичем.

Из множества чудес, совершавшихся пред глазами покойного 80-летнего старца Бахчисарайского протоиерея Константина Спиранди, упомянем о двух особенно примечательных.
У одного грека, Анатолийского выходца, был 16-летний сын со скрюченными руками и ногами от какого-то тяжкого и многолетнего недуга.

Сокрушаясь печалью о страдальческом положении своего сына, отец однажды в сонном видении услышал голос, призывающий его за получением исцеления в Успенскую скалу.
Здесь, по совершении пред иконою Успения Богоматери молебна с акафистом, когда больной приложился к этой иконе, то почувствовал необыкновенный приток сил во всем теле; впрочем со скалы из храма по-прежнему снесен был на руках родителей, но потом через час, когда начали выезжать из монастыря домой, больной вдруг распростер свои скорченные руки и ноги, спрыгнул с повозки, стал бегать и скакать от радости, восклицая, что Матерь Божия исцелила его.

Открытка30

стр.4

Подобным образом один больной офицер из Евпатории Анастасий Дуси, страдавший от злого духа, был привезен в скалу, связанный по рукам и ногам, и в таком виде внесен в храм пещерный. Здесь, по прочтении над ним молитв с заклинанием от злых духов, когда он приложен был к образу Успения Божией Матери, то немедленно пришел в себя, утешился и стал беседовать разумно, говоря, что он по благости Божией освободился от злого духа, его мучившего. Затем спокойно возвратился в дом свой, питая с тех пор во всю жизнь особенное благоговение и усердие к иконе Успенской Богоматери.
Подобные знамения чудотворной силы Божией постоянно поддерживали во всем православном населении Крыма благоговейное усердие к скале Успенской, что выражается и ныне, особенно в день храмового праздника Успения Божией Матери 15 августа, когда стекается со всего Крыма множество богомольцев. Редкий из путешественников по Крыму не посещал сей скалы и ее древнего пещерного храма.
В числе посетителей своих святая скала в разные годы имела утешение видеть самих венценосцев России и едва не всех членов Их Августейшего Дома.
Нельзя, при этом не упомянуть о трогательном поступке в Бозе почившего Императора Александра Благословенного. Посетив пещерный храм в 1818 году Он спросил приглашавшего Его протоиерея Спиранди: "Где место явления святой иконы?" И тогда старец, выведши его из храма на балкон, указал на стену с изображением на ней лика Богоматери, то Венценосный Богомолец велел подать себе лестницу и свечу, взошел по лестнице к самой иконе, приложился к ней с особенным благоговением, и собственною рукою прилепил пред иконою в каменной стене горящую свечу.

______________________________________________________

*Сам монастырь слывет у них под названием Мерьем-Анай, т. е. Матушка Мария.
*От составителя. Панагия в переводе с греческого - "Всесвятая", "Пресвятая" - молитвенное наименование Богоматери (Настольная книга священнослужителя. Изд Московской Патриархии Т. 4. 1993. С. 741). Словом Панагия греки вообще именуют Божию Матерь, как Всесвятую (Новая скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского. СПБ. 1889. С. 472).
*Книга Большого Чертежа. Москва. 1846. С. 21
*Записки Одесского общества истории и древностей. 1850. Т. 2. С. 611.
*От составителя: В 1475 г. войска турецкого султана Махмеда II захватили генуэзские колонии и княжество Феодоро, располагавшиеся в южном и восточном Крыму. Не все христиане перешли во власть турок, часть осталась на территории Крымского ханства, подвластного Османской империи.  Андрей Языков. Скифская история. См. также "Скифскую историю" Лызова, часть 2, кн. 4, С. 4.
*В Московском архиве иностранных дел есть бумага в делах Посольского приказа в Крыму, в которой говорится "Лета 1596 мая 27. По Государеву, Цареву и Великаго Князя Федора Ивановича всея России указу.в память (к сведению) Болярину Князя Ивану Васильевичу Сицкому приехал к Государю, Царю и Великому Князю Федору Ивановичу и всея Руси из Крыму с крымскими гонцы, из монастыря Пречистой Богородицы на Салачике, гречанин Пасхалий бити челом о милостыне, а на перед сего посылано в тот монастырь к Пречистой на Салачике по Государевой жалованной Грамоте милостыню по 15 рублей Ныне Бояре приговорили посылать в тот монастырь с гречанином Пасхалием по 15 рублей".
*Крымская православная иеархия до покорения Россией Крыма зависела от Патриархии Константинопольской, в архивах последней и находятся сведения о сем.
*От составителя: Инициатива переселения крымских христиан принадлежала митрополиту Игнатию, который 29 сентября 1771 г. направил письмо Святейшему Синоду, а 8 декабря 1772 г. - Императрице Екатерине II с просьбой об их выходе из Крыма.
*Эта чудотворная икона носит имя Бахчисарайской иконы Божией Матери, однако известны и другие ее названия. Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская.
*От составителя Искаженное название селения Биюк-Ламбат. В раннем издании 1880 г. указывается другое поселение Кучук-Ламбат. Оба они находились на Южном берегу Крыма между горами Аю-Даг и Кастель.

Открытка40

стр.5

Успенский скит был осчастливлен следующими Высочайшими посещениями:
1) Государь Император Александр I 1818 и 1825 гг.;
2) Император Николай I июня 26, 1817 г. и сентября 1837 г.;
3) Императрица Александра Федоровна сентября 13, 1837г.;
4) Наследник Цесаревич Александр Николаевич сентября 14, 1837 г.;
5) Великая Княгиня Мария Николаевна сентября 13, 1837 г.;
6) Великая Княгиня Мария Павловна мая 30, 1838 г.;
7) Великая Княгиня Елена Павловна сентября 1, 1838 г.;
8) Великий Князь Константин Николаевич сентября 2, 1845 г. и мая 19, 1850 г.;
9) Великие Князья Николай и Михаил Павловичи октября 1, 1854 г.;
10) Его Высочество Герцог Георг Макленбургский ноября 1, 1855 г.;
11) Император Александр II и Императрица Мария Александровна с Августейшими детьми Великим Князем Сергеем Александровичем и Великою Княжною Марией Александровной ноября 1, 1861 г.;
12) Наследник Цесаревич Александр Александрович сентября 13, 1863 г.;
13) Его Императорское Величество Государь Император Александр Александрович, Императрица Мария Федоровна, Наследник Цесаревич Николай Александрович, Великие Князья Георгий Александрович , Алексей Александрович и Великая Княжна Ксения Александровна мая 4, 1886 г.
От составителя: Первой из Августейшего Дома Романовых Успенскую скалу посетила Императрица Екатерина II, которая вместе с Римским Императором Иосифом II 21 мая 1787 года "Молилась в пещерном храме Успенского монастыря" (Уманец А. Исторические рассказы о Крыме. 1887 г. Повторная публикация в журнале "Брега Тавриды", 1992, № 1, с. 253). Его Императорское Величество Государь Император Николай II, отдавая долг Православного Венценосца, несколько раз посещал Успенский скит Последний раз он был в обители 30 августа 1913 г вместе с Великой Княгиней Ольгой Александровной и Великими Княжнами Ольгой Николаевной, Татьяной Николаевной и Анастасией Николаевной (журнал "Караимское слово", 19213, № 5, с. 20).

ГЛАВА II
ОТКРЫТИЕ БАХЧИСАРАЙСКОГО УСПЕНСКОГО СКИТА

Бахчисарайский Успенский скит открыт в 1850 году. Поводом к его открытию послужило следующее обстоятельство. В 1848 году на Херсоно-Таврическую кафедру был назначен Харьковский архиепископ Иннокентий.

Преосвященный, обозревая Крым, обратил архипастырское внимание на запустение древних святых мест по горам таврическим, и составил предложение о восстановлении, по крайней мере, значительнейших из сих мест с учреждением в них иноческого жительства по чину и подобию святой горы Афонской.

Знаменитая Успенская скала, славившаяся издавна святынею и особенно посещаемая богомольцами, была предназначена к открытию в ней главного скита монашеского с правом заведывания всеми прочими, имевшими открыться по другим местам, киновиями. Предложение это, представленное на богоусмотрение Святейшего Синода, было одобрено, а 15 апреля 1850

стр.6

года удостоилось и высочайшего утверждения. 15 августа того же года совершено было открытие Успенского скита при многочисленном стечении народа.

Вот так описывает открытие это один очевидец, бывший свидетелем этого духовного торжества:

"Слух о восстановлении древних святых мест по горам нашим распространился у нас еще с начала весны, обрадовал собою всех, кто обращал внимание на эти места, вполне стоящие того, чтобы их поднять из развалин и обратить к свойственному им благолепию. Посему, еще с начала августа, в Успенскую скалу начали стекаться набожные посетители и богомольцы. 13-го числа прибыл Преосвященный Иннокентий, а 14-го явился из Севастополя к духовному торжеству и маститый старец Преосвященный митрополит греческий Агафангел как представитель древнего Афона при освящении нового. По крайней тесноте церкви всенощное бдение совершено было на площадке пред церковью, вследствие чего народ, стоя уступами по обширному взгорью, мог слышать не только пение, но видеть и самое священнодействие.

В обычное время предстоявшие священнослужители и народ приняли помазание св. елеем из рук Преосвященного Иннокентия, а стоявшие внизу — из рук двух протоиереев. Начавшись в 5 часов, бдение продолжалось и по захождении солнца и среди ночного мрака, освещенного только свечами богомольцев, а еще более их неугасимою верою. Оно напоминало собрание первобытных христиан, которые для совершения молитв собирались среди пустынь и ущелий.

В Бахчисарайском соборе, 15-го числа, местным протоиереем Константином Спиранди отслужена была ранняя обедня, и в 9 часов утра начался из городского собора торжественный крестный ход в скалу по длинной и извилистой бахчисарайской улице, идущей с одной стороны под навесом диких отвесных скал, с другой — под мирной тенью густых деревьев, так роскошно растущих в долине бахчисарайской. Собранное из разных мест Крыма духовенство в новом, белом облачении, значительное число прекрасных хоругвей и фонарей, громогласный хор певчих в парадной одежде, придавали сему ходу особенное благолепие. Но главным украшением сего хода была святая икона Успения Богоматери, полученная из Киево-Печерской Лавры на благословение новой обители крымской. Под осенением рипид она была несена двумя старейшими протоиереями. У подножия скалы Преосвященный с крестным ходом встречен был будущими обитателями скита с крестом и святой водой. В то же время в скале началась Божественная литургия, которую совершал преосвященный митрополит Агафангел. По окончании литургии архиепископ Иннокентий, митрополит и все духовенство взошли пред Успенской церковью и совершили по уставу святой церкви молебствие на основание новой обители.

Затем двумя святителями водружен был деревянный крест с надписью о времени открытия новой обители. После сего Преосвященный Иннокентий взошел на амвон и произнес к народу слово, излившееся от полноты пастырских чувств и потому глубоко проникшее в сердца слушателей.

"Где мы и что делаем? — говорил Преосвященный — Пред нами скала с ее допотопною, может быть, вершиною; за нами утесы с их неприступною высотою; вокруг нас дебри и пустыня. И в сию-то пустыню, к этой-то скале и утесам, стеклось столько людей и посетителей! Что привлекло вас, братие? Привлекли, очевидно, не земные побуждения и выгоды: что для них в этой пустыне? Не чувства плоти и крови: какая для них пища в этих голых камнях? А живая вера в Господа и Спасителя нашего, Коего пречестное и великолепное имя славится на месте сем; привлекла живая любовь к Пречистой Матери Его, которая, в дивной иконе своей от лет древних, избрала гору сию в жилище себе. От имени убо Господа нашего и Пречистой Матери Его благославляем вас, братие, за вашу веру и усердие, которые вы не теперь только явили, а являли каждый год и прежде, являли тогда, когда святое место сие было оставлено едва не всеми.

Вопреки всем превратностям времени и обстоятельств, вы продолжали веровать и любить святую гору сию. И вот Господь услышал желание ваше: любимое вами место восстанавливается в древнем его святом чине и благолепии. Отныне, не во дни только настоящие, как бывало прежде, а в продолжение целого года, вы, посещая место сие, будете

Открытка50

стр.7

находить в нем не только молитву и богослужение, но и образ жития иноческого по чину святой горы Афонской. Кто из вас не слыхал о сей дивной горе, где тысячи добрых иноков и смиренных отшельников день и ночь воссылают к Господу теплые молитвы о мире всего мира ? И вот отныне, в пределах собственного отечества, среди наших гор, мы будем иметь утешение зреть подобие древнего Афона!

О, какое величественное и славное будущее предстоит горам нашим! Мне кажется, я вижу уже исполнение того, чему полагается теперь только единое начало! Вижу, как святой Владимир паки посещает своим духом тот храм, в коем он принял крещение и веру не для себя токмо, а для всей России! Вижу, как святой Стефан Сурожский обретает место для своей паствы среди тех долин, кои напоял он струями здравого учения в дни зловерия иконоборческого; как седмь святителей и священномучеников херсонесских, теперь едва не забытые, паки в храмах во имя их связуются духом с прежнею их паствой и начинают поучать ее житием своим; как первосвятители римские Климент и Мартин приходят на место своего заточения и трудов и находят его не в запустении, как теперь, а в лепоте богослужения и чине церковном; как, наконец, имя первозванного ученика и Апостола, который впервые огласил горы наши, а потом и всю Россию именем Христовым, нарекается с честию на храмах наших!

Благословен Господь, тако возблаговоливший о месте сем и горах наших! Отныне нам предлежит возращать среди себя не чувственный только виноград, а и духовный, от той божественной и животворящей лозы, о коей сказано: "Аз есмь лоза, вы же рождие".

Благодарение Монарху Благочестивейшему, который не презрел нашего моления, повелел восстать из развалин тому, что целые века лежало в запустении! Принесем убо, братие мои, совокупно усердныя молитвы ко Господу, да благия чаяния наши приидут в исполнение, да труды наши не останутся вотще. Ибо, аще не Господь созиждет здесь дом во славу пресвятаго имени своего, всуе будем трудиться мы, зиждущие.

Господи! Ты зришь глубины сердец и помышлений, видишь нашу готовность послужить восстановлению святых мест, рассеянных по горам нашим! Призри, убо с высоты святыя славы Своея, и ниспошли благодать Твою на место сие и на прочия места, ожидающие своего восстановления!

Мати Божия, избравшая в жилище свое святую гору Афонскую, благоволи осенить вседержавным покровом своим и наши горы и приими их в Твое матернее попечение!

Святители и священнослужители, подвижники и исповедники, вы, коих слезами и кровию орошена и освящена земля наша, приидите на помощь нашей немощи, да крест Христов, за который вы полагали души своя, восприимет в странах сих паки и высоту и древнюю лепоту свою. Аминь".

Затем все священнодействие заключено было возглашением многих лет Благочестивейшему Государю Императору и всему Августейшему Дому, Святейшему Синоду, благотворителям новой обители и всем православным христианам.

После сего казалось все оконченным. Но вдруг, из среды священнодействующих выступило несколько человек в смиренной одежде инокопустынножителей, и все поверглись ниц пред архипастырем, прося благословения на будущие подвиги духовные.

Приподняв их от земли, Преосвященный произнес к ним особое умилительное приветствие и наставление, начинавшееся словами: "Самим числом и видом своим, братие, вы представляете собою то малое стадо, о коем говорит Спаситель наш в Евангелии: "Не бойся, малое стадо: яко благоволи Отец ваш дати вам царство".

Затем владыко благословил будущих подвижников иконою святителя Митрофана и тем положен конец всему священнодействию".

стр.8

От составителя: Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий - выдающийся иерарх, богослов, проповедник Русской Православной Церкви и патриот Земли Русской. В миру Иван Алексеевич Борисов. Родился в 1800 г. в Орловской губ. в семье священника. Получил образование в Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии, доктор богословия. С 1847 года - член Святейшего Синода. В разное время был ректором Александро-Невского духовного училища в С.-Петербурге, ректором Киевской духовной академии, стоял во главе Вологодской, Харьковской и Херсоно-Таврической епархий. Преосвященный Иннокентий отличался ораторским талантом, обширностью знаний и оставил после себя много сочинений. Ярко и пламенно проявилась любовь Святителя Христова к своей пастве во время грозных событий Крымской войны и первой обороны г Севастополя в 1854-55 гг. Подвижническая деятельность архиепископа Иннокентия - особая летопись патриотического стояния архипастыря, содействовавшего духовно-нравственному ободрению защитников Родины. За беспримерное служение Церкви и Отечеству он был награжден многими орденами и алмазным Крестом для ношения на клобуке. Скончался в 1857 году в г. Одессе.
С того времени на день храмового праздника всегда всенощное бдение совершается на этой площадке.
Евангелие от Луки. Гл. 12. Ст. 32.

ГЛАВА III
НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ УСПЕНСКОГО СКИТА


Со времени открытия своего Успенский скит существует 50 лет. За этот период времени им управляли 13 настоятелей:
архимандрит Поликарп (1850-1853 гг.);
архимандрит Митрофан (1853-1854 гг.);
архимандрит Вениамин (1854-1855 гг.);
архимандрит Николай (1855-1864 гг.);
архимандрит Дионисий (1864-1868 гг.)
иеромонах Флавиан (1868-1869 гг.), ныне Высокопреосвященный архиепископ, Экзарх Грузии;
архимандрит Михаил (1869-1871 гг.);
иеромонах Флавиан во второй раз (1871-1873 гг.);
архимандрит Антоний (1873-1877 гг.);
архимандрит Дионисий второй раз (1877-1883 гг.);
иеромонах Евфимий (1883-1885 гг.);
иеромонах Герман (1885-1887 гг.);
игумен Андрей (1887-1890 гг.);
архимандрит Исидор (1890-1900 гг.);
игумен Феодосии (с 26 сентября 1900 г. до    6 февраля 1901 г.);
с 6 февраля 1901 года управляет обителью иеромонах Аркадий.

Открытка70

стр.9

Во время открытия в 1850 году скит имел только пещерный храм и три пещерных кельи, а теперь представляет Град Божий, в котором в нескольких благоустроенных храмах Божиих славится имя Господа Бога и Пречистой Его Матери, при котором есть и хозяйственные заведения.
В настоящее время в обители находятся:
А. ХРАМЫ СКИТА
Храмов Божиих пять, все однопрестольные.

а. Пещерный храм в честь Успения Богоматери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери"Панагии". В этом храме есть особо чтимые святые иконы:

Икона4

1) Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе. Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем.
Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телес ных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.

2) Копия с чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдо-киею, 24 марта 1856 года.

3) Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.

4) Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей раз ных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.

5) Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне "Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года".

6) Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", пред образом этим горит неугасимая лампада.

стр.10

Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов

б. Пещерный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Марка Храм этот высечен в скале ниже Успенской церкви при настоятеле архимандрите Николае в 1859 году на пожертвования Симферопольского чиновника Марка Айвазова Храмовой праздник бывает 25 апреля Выше этого храма, в высеченном в скале помещении, находится ризница и библиотека монастыря.

в. Храм во имя святых Равноапостольных Царей Константина и Елены, выстроенный под скалой при том же настоятеле в 1857 году, собственным иждивением и редким усердием, девицею — дочерью коллежского ассесора Елизаветою Берковой. Вблизи этого храма в скале покоится прах строительницы Берковой, умершей в 1878 году. Благотворительницей этой подарено скиту и подворье в г. Симферополе. В нем есть церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы; богослужение в ней совершается каждый день. Храмовой праздник бывает 21 ноября.

г. . Храмовой праздник — 23 апреля. Вблизи этого храма находится братское кладбище и военное. На военном кладбище погребены генералы и другие замечательные лица, положившие свои жизни за Веру и Отечество во время Крымской войны 1853-56 годов.

д. Чтобы увековечить достойную благодарность великому русскому иерарху и знаменитому бытии в Бозе почившему архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию, за его милости и любвеобильное попечение о сооружении храмов Божиих в Тавриде и, в особенности, об устройстве монастырей, в 1896 году при архимандрите Исидоре на пожертвования архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана, на средней площадке скита, выстроен пятый небольшой храм во имя первого Святителя Иркутского Иннокентия, к которому Херсонский и Таврический архиепископ Иннокентий, как сотезоименному покровителю своему, питал особенное благоговение. Храмовой праздник бывает 26 ноября.

Б. МОНАСТЫРСКИЕ ЗДАНИЯ

Здесь на первое место нужно поставить настоятельский дом, выстроенный на средней площадке при настоятеле архимандрите Николае в 1862 году. При том же настоятеле выстроен и каменный двухэтажный трапезный корпус. В этом здании помещается братская трапеза, кухня с пекарней и шесть братских келий.

Картина монастыря

стр.11

Для помещения остальной братии, при настоятелях — архимандрите Поликарпе и Митрофане, устроено под скалою две келий и шестнадцать, высечены в скале. В одной из последних келий находится монастырская просфорня. Келии в скале сырые и весьма непригодны для жительства.
Для приема посетителей в нижней части горного склона, в 1867 году при настоятеле архимандрите Дионисии, выстроены два двухэтажных каменных дома. Здесь же, при нем, выстроены и другие здания, необходимые для монастырского хозяйства, а при въезде из города в монастырь устроены святые врата с двумя келиями. Над святыми вратами находится Успенская икона Богоматери, пред которой горит неугасимая лампада. В. ФОНТАНЫ СКИТА

В версте от скита вверх по оврагу находится в скале источник на глубине 1,5 сажени. Из этого источника в 1896 году, при настоятеле архимандрите Исидоре, возобновлен древний подземный водопровод в монастырь. Недалеко от источника устроен каменный, в виде часовни, увенчанный крестом бассейн, на лицевой стороне его вделана икона Успения Божией Матери. Вода из источника по железным трубам проведена в этот бассейн, а из него в скит, где на средней площадке устроен фонтан.
Он представляет изготовленную из цельного камня вазу, сажень в диаметре, в середине вазы укреплен медный крест, из верхнего конца которого бьет фонтан чистой и живой воды. Вазу с трех сторон окружает каменный полукупол, наверху которого в каменном киоте стоит образ Успения Богоматери.
Из этого фонтана, при архимандрите Исидоре в том же 1896 году, вода проведена к гостинице, в монастырскую кухню и баню. Вблизи гостиницы также устроен фонтан; кроме того, близ трапезного корпуса находится третий фонтан. Г. МЕСТНОСТЬ СКИТА

 

В верхнем этаже три церкви: Успенская, святого Евангелиста Марка и святых Равноапостольных Царей Константина и Елены, тринадцать пещерных келий и колокольня.
В среднем — Иннокентиевская церковь, настоятельский дом с фонтаном и три пещерных келий.
В нижнем — трапезный корпус со службами, два го-стинных дома, святые врата и два фонтана.
На левой стороне оврага — Георгиевская церковь и при ней два кладбища: братское и военное. Весь овраг скита, особенно правая сторона его, где главное святилище, покрыт роскошною зеленью разных деревьев южного Крыма, в которых обитают множество певчих птиц.
На юге от скита, в долине между скал красуется великолепный фруктовый сад, по положению своему он напоминает сад Гефсиманский, что близ Старого Иерусалима, а потому, в 1867 году, вблизи него выстроена Гефсиманская часовня. На самой вершине скал растут одни можжевельники и регальная трава. На верх скалы есть лестница, состоящая из 83 ступеней, вытесанная в самой же скале.

стр.12

Д. АНАСТАСИЕВСКАЯ КИНОВИЯ

К Успенскому скиту с первых лет учреждения, в 1853 году приписана Анастасиевская киновия на реке Каче, в восьми верстах от скита. Церквей в киновии две: одна во имя святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы; храмовой праздник 22 декабря. Другая, весьма малая церковь, высеченная в камне во имя святых мучениц: Софии, Веры, Надежды и Любви. Храмовой праздник бывает 17 сентября. Богослужение в киновии совершается каждый день.

Е. БРАТИЯ УСПЕНСКОГО СКИТА

 

Богослужение в скиту совершается ежедневно по чину и подобию святой горы Афонской. Содержание снискивается трудами братии и от приношения богомольцев. Владычица мира, избравшая в жилище Себе святую гору сию, призри на сию обитель. Виждь, как она умножилась и раскинулась, воззри на святые храмы ея, в которых немолчно славословится имя Твое и возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего. Посмотри на духовные подвиги, подвизающихся в ней братии, непрестанную молитву и песнопения, слезы покаяния и умиления, на пламенную любовь к Тебе и к возлюбленному Сыну Твоему и Господу нашему Иисусу Христу. Огради ее всемощною Твоею силою и укрепи пребывание ея отныне и во веки веков. Аминь.

От составителя:

Святые священномученики епископы Херсонесские Ефрем, Василий, Евгений, Еппидий, Агафодор, Еферий и Капитон в разное время были епископами в Херсонесе Таврическом. Они благовествовали Христа и запечатлели свою проповедь мученической смертью в городе из которого в последствии воссиял для Руси свет истинной веры (Минеи. Март. Ч. I Изд. Московской Патриархии. 1984. С. 202). Память семи священномученикам Херсонесским совершается 7 марта.
От составителя: Во время Севастопольской обороны 1854-55 гг. в Успенском монастыре размещался госпиталь. Среди надгробии на месте захоронения героев обороны Севастополя выделяются памятники генерал-адъютанту П. А. Вревскому и генерал-майору П. В. Веймарну, погибшим 4 августа 1855 г. в сражении при Черной речке.
 Скончался в 1898 году в Херсонесском монастыре.

Скит

Успенский скит в 1890г.