Хмельницкий Богдан апр. 1648 г. Его крымская миссия закончилась успешно: хан Ислам-Герай III дал ему клятву не помогать полякам. Хмельницкому пришлось оставить у хана заложником своего сына – Тимоша, который после побед отца вернулся на Родину.

Суворов Александр Васильевич 1778 г. С марта по октябрь жил в Бахчисарае, подготавливая условия для присоединения Крыма к России.

Мицкевич Адам 1825 г. Написал пять сонетов о Бахчисарае.

Грибоедов Александр Сергеевич 06.07.1825 Посетил Успенский храм, видел пожилую пару, жившую рядом с церковью.

Жуковский Василий Андреевич сен. 1837 г. Жуковский был наставником будущего царя Александра II и был в свите, сопровождавшей императора Николая I в Бахчисарае.

Пирогов Николай Иванович дек. 1854 г. Посещал военный госпиталь, располагавшийся в обители. Присутствовал на молебне, который служили специально для него.

Толстой Лев Николаевич 01.11.1855 Сопровождая с графом Орловым герцога Георга Макленбургского, незадолго до своего отъезда в СПб, посетил монастырь. Был у могилы генерала Вревского.

Крамской Иван Николаевич 1871 г. Работал здесь над полотном «Христос в пустыне».

Куинджи Архип Иванович неизвестно По происхождению – мариупольский грек. В 1886 г. купил участок в Крыму (Оползневое); писал много крымских пейзажей.

Толстой Алексей Константинович 1855 г. Был в Чуфут-Кале, которому посвятил одно из стихотворений «Крымских очерков».

Волошин Максимилиан Александрович 1910 г. Был в обители. Написал акварель с видом храма свв. равноап. Константина и Елены.

Паустовский Константин Георгиевич 1916 г. Посещал Бахчисарай и Чуфут-Кале.

Набоков Владимир Владимирович 1917–1919 гг. Побывав в Бахчисарае, писал: «Я видел мертвый город: ямы былых темниц, глухие храмы, безмолвный холм Чуфуткалэ... Небес я видел блеск блаженный, кремнистый путь, и скит смиренный, и кельи древние в скале».

Куприн Александр Васильевич неизвестно Художник, писал много работ в Бахчисарае с 1920-х гг.

Олридж Джеймс лето 1970 г. Английский писатель; в Госархиве Крыма хранятся фото его пребывания в монастыре.

Визиты правителей держав и высочайших особ в Бахчисарайскую обитель

Император Александр I Павлович май 1818 г., май 1824 г., 30.10.1825 О деталях его первого визита в обитель рассказывает архимандрит Дионисий: «Посетив пещерный храм в 1818 г., он спросил приглашавшего Его протоиерея Спиранди: «Где место явления святой иконы?». И когда старец, выведши его из храма на балкон, указал на стену с изображением на ней лика Богоматери, то Венценосный Богомолец велел подать себе лестницу и свечу, взошел по лестнице к самой иконе, приложился к ней с особенным благоговением и собственною рукою прилепил пред иконою в каменной стене горящую свечу».
Император Николай I Павлович июн. 1816 г., сен. 1837 г., сен. 1852 г.
Императрица Александра Федоровна сен. 1837 г.
Великая Княгиня Мария Николаевна 13.09.1837
Великая Княгиня Мария Павловна 30.05.1838
Великая Княгиня Елена Павловна 01.09.1838
Великий Князь Константин Николаевич 02.09.1845, 19.05.1850
Великий Князь Николай Павлович 01.10.1854
Великий Князь Михаил Павлович 01.10.1854
Герцог Георг Макленбургский 01.11.1855 супруг Её Императорского Величества Великой Княгини Екатерины Михайловны – племянницы императора Николая I
Император Александр II Николаевич сен. 1837 г., 24.08.1861, 01.11.1861, 1880 При первом посещении, были встречены при начале лестницы, ведущей в иссечённую в скале церковь Успения Богоматери, Преосвященнейшим Алексием, Епископом Таврическим и Симферопольским. «Целовав святый Крест и приняв окропление святой водой, Их Величества изволили выслушать в Успенской церкви краткое Молебствие с провозглашением многолетия, при этом поднесены были Преосвященным Их Величествам святые иконы. С церковного балкона Их Величества осматривали место над церковью, где явился лик Богоматери. Отсюда изволили посетить церковь святого апостола и евангелиста Марка, находящуюся также в скале, и другую под скалою святых равноапостольных царей Константина и Елены и иссечённые в скале братские келии».
Императрица Мария Александровна 24.08.1861, 01.11.1861
Великая Княжна Мария Александровна 24.08.1861, 01.11.1861
Великий Князь Сергей Александрович 01.11.1861
Император Александр II Александрович сен. 1837 г., 13.09.1863, 04.05.1880
Императрица Мария Федоровна 04.05.1886
Великий Князь Георгий Александрович 04.05.1886
Великий Князь Алексей Александрович 04.05.1886
Великая Княжна Ксения Александровна 04.05.1886
Император Николай II Александрович 04.05.1886, 19.09.1902, 31.08.1913 После второго визита в своём дневнике написал: «Остались очень довольны поездкой. Я был в этих местах 16 лет тому назад» (т.е. в 1886 г.). Во время последнего из визитов, при торжественной встрече в Успенском храме, ему был подарен образ Пресвятой Богородицы. Он посетил четыре (!) из пяти существовавших тогда в монастыре храмов, был в обычной монашеской келии и в доме настоятеля – игумена Варсонофия. Всероссийский Император пожертвовал Успенскому монастырю 6000 руб. серебром.
Императрица Александра Федоровна 19.09.1902
Великая Княгиня Ольга Александровна 31.08.1913
Великая Княжна Ольга Николаевна 31.08.1913
Великая Княжна Татьяна Николаевна 31.08.1913
Великая Княжна Анастасия Николаевна 31.08.1913
Королева Сербии Наталья Петровна 27.05.1887 Пожертвовала на нужды Успенского скита 100 руб.

Материал подготовлен специально для публикации на официальном сайте Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря. Коммерческая публикация запрещена.

В ущелье Мариамполь (г. Бахчисарай), где расположен монастырь, христианские артефакты археологи датируют VI–VIII вв. Многие учёные согласны с утверждением, что монастырь был основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века.

В данной местности проповедовали свв. равноап. Кирилл и Мефодий. В 1970-х гг. директор Бахчисарайского историко-культурного заповедника (Чореф М.) обнаружил на территории монастыря "сан" (родовой знак) св. равноап. кн. Владимира.

В связи с начавшимися набегами и последующим захватом Крыма монголо-татарами (XIII в.), монашеская традиция здесь была прервана.

С XV в. монастырь стал резиденцией Готфских митрополитов.
С этого же времени известны первые упоминания о явлении на скале чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, где был создан храм в честь Её Успения (день явления 15 авг.). Первый крымский хан Хаджи-Герай выказывал почтение этой иконе, жертвовал пудовые свечи (был похоронен неподалёку от Успенской скалы; перенёс столицу ханства – основал Бахчисарай).
Известны грамоты (ГИМ, РГАДА Москва) XVI в. о помощи московских великих князей и царей (Феодор Иоаннович) Успенскому храму.
Поскольку к ханам часто приезжали послы московского государства, Успенская церковь была часто ими посещаема. Кроме них, из известных посетителей того периода стоит упомянуть Богдана Хмельницкого.

В целом, с XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом духовной жизни православного населения Крыма. Эта оценка является общепринятой и не взывает споров.

В 1778 г. христианское население (около 32 тыс. чел.), спасаясь от преследования мусульман, под водительством митрополита Готфского Игнатия (Газадини) покинуло полуостров с Бахчисарайской иконой Божией Матери (переход охраняли войска А. В. Суворова). Выходцы из ущелья Мариамполь, на землях, предоставленных Екатериной II, впоследствии основали Мариуполь.

С 1781 г. монастырь действовал как приходская церковь (служил греческий священник Константин Спиранди). Ущелье Мариамполь вызвало интерес в т.ч. и у иностранных путешественников, которые во множестве публиковали свои впечатления от посещения этого места (известно более тридцати описаний-заметок на иностранных языках).

В 1850 г., после предоставления рапорта свт. Иннокентием Таврическим, была возрождена монашеская община с учреждением Успенского скита, который по его инициативе был главным монастырём («лаврой для всех будущих крымских скитов»).

В период Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854–1855 г. в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище (генералы Веймарн, Вревский, Полторацкий, Пероцкий, др.).

Во второй половине XIX в. на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь святителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад. В монастыре проживали до 100 человек. Имелось подворье в Симферополе и киновия святой Анастасии в долине реки Качи.
Известные посетители XIX в.: все Российские императоры и многие члены семьи Романовых, королева Сербии Наталья Обренович, Пирогов, Жуковский, Грибоедов, Мицкевич, Л. Толстой, А. Толстой, Крамской, Куинджи, Шмелёв, Волошин. Многие видные церковные деятели причастны к истории обители (были наместниками). Один из игуменов монастыря прославлен в лике новомучеников (священноисповедник Феодосий Ганицкий).

После окончательной смены власти в Крыму, монастырь был закрыт и разграблен (ноябрь 1920 г.).

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов. Начиная с послевоенного периода здесь размещался психоневрологический интернат.

В 1993 г. возвращён Украинской православной церкви (Московского патриархата).
Восстановлены и освящены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольни, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Построены и освящены новые храмы: святого великомученика Пантелеимона; святителя Спиридона Тримифунтского.

Настоятелем монастыря с 1993 г. является архимандрит Силуан.
В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму.

С октября 2015 г. комплекс Успенского пещерного монастыря является объектом культурного наследия федерального значения.

Нижеследующие данные - результат работы нескольких лет в архивах Симферополя, Севастополя, Санкт-Петербурга и Москвы. 
Если о ком-либо из этих отцов и братии Вы располагаете сведениями, пожалуйста, обратитесь в обители к иеромонаху Аврааму.
Материал подготовлен специально для публикации на официальном сайте Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря. Коммерческая публикация запрещена.
 
Cан Имя в монашестве Имя в рясофоре Фамилия Имя в миру Поступил Выбыл Место рождения
архим. Митрофан       1850 1853  
архим. Поликарп   Радкевич Феодосий 1850 1852  
иером. Прокопий   Сливков Иван 1850 1891 Рязанская губ., Зарайский у., д. Лушки
иером. Иоанникий   Савинов   1851 1855 Воронежская губ., Бирюченский у., сл. Алексеевка
иером. Митрофан   Толмачёв Семен Дмитриевич 1851 1869 Таврическая губ., Мелитопольский у., с. Акимовка
мон. Салафиил Серапион Касатиков Сергей 1851 1859  
      Хрисоступ Иоанн 1851    
иерод. Тихон   Толмачёв Пантелеимон Дмитриевич 1852 1869 Таврическая губ., Мелитопольский у., с. Акимовка
      Молчанов Петр 1852    
р. мон. --- Аникита Черняховский   1853 1854  
архим. Вениамин   Морачевич   1853 1854  
иером. Герман   Васильев Герасим Наумович 1853 1897  
иером. Ефрем   Андрезен   1853 1855  
иером. Макарий   Пруцкий Михаил 1853 1856 Курская губ.
мон. Михаил       1853 1854  
      Сметанин Григорий Стефанович 1853    
      Филипов Флор Иванович 1853    
р. мон. --- Андроник Гордеев Андрей 1854 1856 Калужская губ.
р. мон. --- Паисий Половинкин Петр 1854 1856 Московская губ., г. Коломна
р. мон. --- Авраамий     1854 1857  
иерод. Евфимий   Тимонов Евдоким 1854 1856  
мон. Иов       1853 1856  
иером. Нестор   Засс Николай Павлович 1853 1856  
архим. Николай   Ковалевский Иосиф 1854 1864 Херсонская губ.
      Крахмалёв Феодор 1854    
      Фиклистов Евфим 1854    
иером. Иннокентий   Желиховский Игнатий Яковлевич 1855 1856  
мон. Иннокентий       1856 1856  
иером. Смарагд       1857 1858 Екатеринославская губ., г. Павлоград
р. мон. --- Иоасаф     1858 1858  
мон. Вассиан   Германов Василий 1858 1888  
иером. Серафим Серапион Петров Андрей 1855 1861  
иерод. Трифилий     Феодор 1858 1858 Черниговская губ., г. Нежин
иерод. Анатолий Амвросий Лапшин Александр 1855 1865 Пермская губ., Екатеринбургский у., с. Багоренское?
мон. Иоанникий       1859 1860  
мон. Иона Димитрий Толмачёв Дмитрий 1859 1881 Таврическая губ., Мелитопольский у., с. Акимовка
иером. Николай   Левченко Иоанн 1859 1863 Херсонская губ., г. Берислав
иером. Иосиф       1860 1860  
иерод. Авксентий   Дрогалов Аввакум 1861 1861 Воронежская губ., Бирюченский у., сл. Алексеевка
иерод. Иннокентий   Максименко Гурий 1861 1870 Херсонская губ.
иером. Самсон   Бойченко Симеон 1861 1862 Херсонская губ., Елисаветградский у.
мон. Серафим Митрофан Иванов Иаков 1861 1865 Рязанская губ., Егорьевский у.
р. мон. --- Антоний Бугримов Андрей 1862 1862 Херсонская губ., г. Берислав
р. мон. --- Поликарп Гребеников Петр 1862 1864 Херсонская губ., Херсонского у., с. Костромки
архим. Дионисий   Никольский   1864 1868 Курская губ.
      Толмачёв Кирилл 1865    
р. мон. --- Евпсихий Кулида Софроний 1866 1869 Днепровский у., с. Малые Копани
иером. Иоанн Иероним Показанцев Иаков 1866 1877  
иерод. Макарий       1866 1866  
      Никольский Петр 1866    
      Брянцов Михаил Петрович 1868    
р. мон. --- Евсевий Куц Емельян 1869 1872  
р. мон. --- Иеремия Флорков Иоанн 1869 1871  
иерод. Климент   Пилипенко Константин 1869 1880 Таврическая губ., Мелитопольский у.
архим. Михаил   Сионицкий Моисей 1869 1871  
р. мон. --- Никодим Ростовский Тихон 1870 1871 Таврическая губ., г. Керчь
иером. Сергий   Забловский Стефан 1870 1873  
      Сокоренко Афанасий 1870    
мон. Моисей   Коваленко Михаил 1872 1885  
иером. Флавиан   Городецкий   1872 1872 Орловская губ.
р. мон.   Пафнутий Пелых Павел 1872    
архим. Антоний   Люцернов   1873 1876 Новгородская губ.
мон. Гурий   Чумлич Георгий 1874 1876  
иером. Израиль       1874 1876 Новгородская губ.
мон. Вонифатий       1875 1876  
иером. Климент       1875 1876  
иерод. Палладий       1875 1876  
иером. Христофор   Китченко Николай 1876 1895 Московская губ.
иерод. Аверкий   Чуйков   1877 1882 Воронежская губ.
архим. Дионисий   Никольский   1877 1881  
иером. Иоасаф   Обухов Иван 1877 1879  
иером. Антоний   Шпитальный Михаил 1878 1901 Черниговская губ.
иером. Арсений   Вечеринский Мануил 1878 1908 Херсонская губ.
иером. Феодосий   Чудовский Андрей 1878 1908 Черниговская губ., г. Березной
иером. Митрофан   Степаненко Савва 1879 1881 Херсонская губ., г. Херсон
иером. Парфений       1879 1881  
архим. Дионисий   Чудновец Дамиан Вуколович 1880 1920 Таврическая губ., Бердянский у., с. Белицкое
мон. Феодосий   Чернышёв Дмитрий 1880 1898 с. Знаменки
мон. Пимен   Романенко Матвей 1881 1885 Днепровский у., с. Чаплынки
иером. Аркадий   Рыльский Андрей 1882 1907 Таврическая губ., Мелитопольский у., с. Верхняя Белозерка
иерод. Варлаам   Тарасов Василий 1882 1894 Рязанская губ., с. Черная Слобода
иером. Евфимий   Четыркин Григорий 1882 1885 Смоленская губ.
иером. Михаил   Дорошенко Петр 1883 1883 Черниговская губ., г. Глухов
иерод. Анастасий   Логвинов Алексей 1884 1894 Таврическая губ., Мелитопольский у., с. Большая Знаменка
архим. Исидор   Львов Михаил Федорович 1884 1900 Тверская губ.
мон. Сергий   Куров Симеон 1884   Уфимская губ., Уфимский у., Миниярская вол.
иерод. Афанасий   Соколов Сергий 1885 1888 Казанская губ., г. Казань
иерод. Иоанн   Суровцев Иаков 1885 1907 Могилёвская губ., Гомельский у., Поповская вол., с. Завидовка
      Лазарев Спиридон 1885 1892 Таврическая губ., г. Бердянск
иерод. Агафангел   Червонецкий Андрей 1886 1910  
мон. Никон   Михайлов Николай 1886 1895 СПб
иером. Агафадор       1888 1895 Ярославская губ.
игум. Андрей   Балдинский Иван 1888 1889  
иерод. Власий   Тимошенко Василий 1888   Екатеринославская губ., г. Бахмут
      Соломонов Иоанн 1888   Таврическая губ.
мон. Алексий   Проценко Авксентий 1889 1904 Таврическая губ., Мелитопольский у., с. Благовещенка
иером. Митрофан   Сироштан Михаил 1889 1906 Таврическая губ., Бердянский у., с. Андреевка
      Борздун Артемий 1889   Черниговская губ., Сурожский у., Ворещанская вол., с. Нелюбки
мон. Илия   Коскин Иоанн 1890 1898 Таврическая губ., Мелитопольский у., Акимовская вол., с. Радионовка
иерод. Трифон   Даниленко Тихон 1890 1907 Екатеринославская губ., Мариупольский у., Новоспасовская вол.
      Сето Константин 1890   Витебская губ., г. Витебск
      Скобельдин Михаил 1890   Курская губ., Тимский у., Никольская вол., с. Максимово
мон. Андрей   Овчарь Киприан 1891 1911 Волынская губ., Житомирский у., с. Краснополье
иером. Трифон       1891 1899  
      Брянцев Иоанн 1891    
      Колбаса Лаврентий 1891   Киевская губ., Звенигородский у., с. Лодоватка
      Коршун Гордей 1891   Черниговская губ., Сосницкий у., с. Тихоновичи
      Панин Николай 1891   Таврическая губ., г. Симферополь
      Пиотровский Михаил 1891   Волынская губ., Кременецкий у., Вишневецкая вол.
      Сопьяниченко Михаил 1891   Таврическая губ., Днепровский у., Каланчакская вол.
иером. Антоний       1892 1899  
иерод. Антоний   Дейнека Алексей 1893 1895 Черниговская губ.
иерод. Макарий   Кочанов Михаил 1893 1895 Московская губ.
иером. Нестор   Джупан Наум 1893 1902  
иером. Ювеналий       1893 1895  
иером. Геласий   Маслов Григорий Адрианович 1894 1899  
иерод. Евгений       1894 1903  
иером. Валериан       1899 1902  
иером. Пахомий       1900 1905  
иером. Анастасий   Рукин Александр Александрович 1901 1902 Вологодчина
иерод. Вячеслав   Горбенко   1901 1908  
мон. Иона   Орлов Иоанн 1901 1902 Калужская губ.
иером. Иона       1907 1917  
иерод. Мокий   Кичинский Антоний 1892 1912 Днепровский у.
мон. Савва       1901 1902  
      Скрипка Тимофей 1901    
иерод. Евфимий       1902 1902  
игум. Зосима   Бондаренко Захарий 1902 1904  
иером. Филадельф       1902 1903  
иерод. Григорий       1903 1905  
иером. Аввакум       1904 1905  
мон. Василий       1904    
мон. Диодор       1904 1909  
игум. Варсонофий   Бабичев Василий 1905 1913 Воронежская губ.
иером. Еразм       1906    
мон. Никон       1905 1906  
иерод. Илларион       1908    
иером. Иннокентий       1908 1910  
иером. Поликарп       1908    
иерод. Прокопий   Качан   1908 1908  
мон.     Босенко Захарий 1908    
мон.     Прокопенко Емельян 1908    
мон.     Сердюков Георгий 1908    
мон.     Сурядный Феодор 1908    
мон.     Чуйков Игнатий 1908    
иером. Агафоник       1909 1915  
иерод. Георгий   Орлик   1909    
иером. Кирилл   Мищенко   1909 1917  
мон. Стефан   Корченко Стефан 1909    
иером. Виссарион       1910    
иером. Иаков Сергеевич Коваленко Иаков 1910    
иером. Иннокентий       1910 1916  
мон. Прохор       1910    
иерод. Сергий   Мазур Сергий 1910    
иером. Хрисанф       1910 1916  
иером. Иоанн       1911 1917  
иером. Неффалим       1911 1912  
иерод. Иустиниан       1912 1913  
архим. Антоний   Докторов Павел Николаевич 1913 1915  
мон. Василий   Серафимов Владимир 1914    
иером. Тарасий       1916    
р. мон. --- Илларион       1855  
иером. Алексий         1917  
иером. Афанасий         1901  
мон. Клеопа         1917  
игум. Панкратий            
иером. Тимофей         1911  

 

 

ПАНАГИЯ

или

УСПЕНСКИЙ БАХЧИСАРАЙСКИЙ
В КРЫМУ
СКИТ

(Краткое историческое описание)
1908 г.

Глава I

 

 

ЖИТИЕ СВЯТОГО ИГНАТИЯ МАРИУПОЛЬСКОГО

«Христианин не должен знать
ни одного врага во всем мире,
хотя бы мир не давал ему
ни одного друга»

Два столетия назад место, где ныне стоит большой приморский город Мариуполь, было свидетелем великих исторических событий. Когда думаешь о происшедшем здесь в те дни, невольно вспоминаются Библейские события Исхода евреев из Египетского рабства в Землю Обетованную под предводительством Великого Пророка Моисея. Тогда Бог послал Моисея Израилю, чтоб вывести их из страны рабства. Тех, которые на пути к свободе не всегда будут благодарны, и в ропоте на тяготы исхода не раз обвинят Моисея в своих бедах, но укрепляемые Божией помощью они всё же достигнут желанной свободы и жизнь их народа будет спасена для прославления имени Божьего.


В тяжёлые дни страданий Крымских греков под игом жестокого агарянского нечестия, когда впрямую нависла над ними угроза

СКАЗАНИЕ О ПРЕСЛАВНОМ УСПЕНИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.

Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно.

По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.